Форум ПКИПКРО: приглашаем вас принять активное участие в общении на выбранную тематику. Не забудьте зарегистрироваться (можно брать имя логина русскими буквами), иначе у вас не будет возможности оставлять сообщения в темах (можно будет только просматривать и читать).Надеемся, что вы будете соблюдать правила форума, и информация, размещенная вами, будет касаться непосредственно тем, перечисленных ниже. На форуме не допускается использование ненормативной лексики, необоснованные ругательства и т.п.
Благодарим за активное участие в нашем Форуме!

Вниманию участников дистанционных семинаров! Цикл семинаров, проводимых специалистами ЦОТТ ПКИПКРО, завершается. Опыт общения показал, что данная форма взаимодействия эффективна, её необходимо развивать и далее. Форумы продолжают свою работу в off-line режиме. БОЛЬШОЕ СПАСИБО всем участникам семинаров, не теряйтесь, мы всегда с вами :))



АвторСообщение
администратор


Сообщение: 87
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.10 23:26. Заголовок: 2.1. Управление самостоятельными учебными действиями в модульном и дистанционном обучении




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Старший научный сотрудник




Сообщение: 31
Откуда: Россия, Пермь
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.10 16:12. Заголовок: Основы управления самостоятельными учебными действиями


Навыки самообразования и самостоятельной работы с различными источниками информации являются основой для развития способностей к обучению в цикле модульного или дистанционного обучения. Такое обучение построено на самомотивации, является развивающим и формирует у учащегося навыки самоуправления учебной деятельностью. В модульном или дистанционном курсе должна быть организована инструментальная обучающая среда, включающая в себя набор информационно-методических материалов и интерактивных учебных моделей для организации самостоятельных учебных действий. При этом информационное обучающее пространство является посредником между преподавателем и учеником, моделирующим деятельность педагога, что обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации. Навыки управления, которые формируются у учащихся в цикле дистанционного обучения, являются универсальными и переносятся на другие сферы жизни (управление своим здоровьем, эмоциональным состоянием, временем, денежными потоками, ресурсами, другими людьми и пр.).
Лестница компетентности
Обучение любому навыку включает в себя четыре этапа: область незнания (неосознанное и осознанное) и область знания (осознанное и неосознанное).
- На первом этапе человек не только не осознает, как что-то сделать, но даже то, что он сам этого не знает (область незнания не осознана и не определена). Не осознавая возможных масштабов знаний, необходимых ему для приобретения конкретных навыков, человек, как правило, бывает излишне самоуверенным.
- Переход ко второму этапу (на вторую ступеньку лестницы компетентности) происходит после того, как человек получает необходимую начальную информацию для определения и осознания области незнания (увидел, прочитал, услышал). Авантюристичность, присущая первому этапу, по мере его преобразования во второй, незаметно для самого человека превращается в негативное убеждение о непреодолимости этого этапа. Причиной этого является сам факт осознания человеком глубины своего незнания. Самое странное, что, чем больше и полнее человек осознает, что и как ему предстоит сделать, тем больше он сам себя и убеждает, что «это мне не под силу» или «у меня это никогда не получится» и т.д. Именно на этом этапе у человека может быть сформирована потребность в дополнительном обучении. Для формирования потребностей к обучению необходимо преодолеть подобные психологические ограничения. При этом можно вспомнить пословицу; «Глаза боятся, а руки делают». Все начинается с первого шага. Необходимо большие цели разложить на совокупность реально достижимых задач и начинать действовать в соответствии с моделью успеха, управляя учебной деятельностью.
- Неоднократно выполняя необходимые учебные действия, человек надежно запаковывает учебную информацию в своем сознании и переходит на третью ступеньку лестницы компетентности. На этом этапе человек знает, как все это нужно сделать, но на практике вынужден концентрировать на этом все свое внимание. Это происходит потому, что приобретенные им навыки фрагментарны, и не сведены в сознании в единую систему
- На четвертом этапе после интенсивных тренировочных и практических действий функции управления новым навыком переходят на уровень подсознания и освоенное умение становится привычкой (паттерном) и применяется автоматически (на автопилоте), освободив наше внимание для восприятия новой информации
Понятие обратной связи является фундаментальным в кибернетике. От качества обратной связи зависит эффективность управления учебным процессом. В обучающем модуле каналы обратной связи могут быть построены в кибернетических системах «ученик – знания» и «преподаватель – учащиеся». Функция обратной связи может быть встроена в электронную рейтинговую таблицу (Excel – учет) и реализована на уровне самоанализа учащегося и внешнего контроля на уровне преподавателя. Учащийся в учебном процессе по программе модульного (дистанционного) курса самостоятельно измеряет объем учебных действий (восприятие и обработка информации, тренировка) и учитывает результаты самоконтроля в рейтинговой таблице. На основе этих записей появляется возможность системного анализа структуры учебных действий. При этом учащиеся учатся использовать канал обратной связи и формируют у себя навыки самоуправления учебным процессом. В рейтинговой таблице также должна быть предусмотрена возможность ввода данных о результатах выполнения контрольных заданий для определения уровня усвоения знаний и умений обучаемых. Это канал обратной связи для преподавателя.
Системный анализ учебной деятельности производится на основе данных самомониторинга самостоятельных учебных действий и измерения учебных достижений. На этом этапе используется специальный бланк «Матрица системного анализа» (в печатном или электронном виде). В результате системного анализа учащиеся могут получить следующую информацию:
- Фактические данные о структуре и объеме самостоятельных учебных действий
- Данные о структуре затрат учебного времени
- Рейтинговые данные об учебных достижениях по результатам выполнения контрольных заданий
- Причинно-следственные связи (учебная деятельность - учебные результаты)
- Графическое отображение данных системного анализа в виде графиков, диаграмм
В конце обучения для рефлексивного анализа рекомендуется написать эссе «ИСТОРИЯ УСПЕХА». «История успеха» - это текстовый документ, подготовленный в формате программы Word. Чтобы уточнить требования к содержанию этого документа, вашему вниманию предлагается примерный план этого сочинения:
1. Какие личные цели Вы ставили перед началом изучения курса?
2. Как Вы считаете, получен ли положительный эффект от учебных занятий, достигнуты ли те цели, которые были поставлены? Почему?
3. Что не удалось реализовать в учебном процессе? Почему?
4. Какие проблемы возникали во время учебных занятий. Какие причины этих проблем вы видите? (недостатки учебной программы, дефицит учебного времени, материальное обеспечение, качество преподавания, ваши внутренние ограничения . . .)
5. Какая часть курса вызвала у вас наибольший интерес?
6. Что было для вас самым трудным в процессе обучения?
7. Что вы будете делать с тем учебным материалом, который не поняли на учебных занятиях?
8. Какие элементы учебного курса Вы можете практически применить в своей жизни? План действий
9. Что вам больше всего понравилось в системе обучения и в учебной программе?
10. Что не понравилось в организации учебного процесса? (Что вы не принимаете? С чем вы не согласны? Что вызывает у вас негативные эмоции?)
11. Ваши предложения по формам и методам обучения (Что вы можете предложить для повышения эффективности и качества обучения? Что необходимо изменить в содержании курса и в образовательной технологии?

Инструментальные средства управления самостоятельными учебными действиями
Система управления является необходимым и очень важным компонентом дистанционного учебного курса и разрабатывается после подготовки всех остальных учебно–методических материалов. В состав блока управления обязательно должны входить следующие базовые компоненты:
- Система учебных целей и задач. Контрольный лист - анкета
- ( АУД ) Вариативные алгоритмы учебных действий
- ( КЛ ) Контрольный лист (бланк для организации канала обратной связи)
- ( МСА ) Матрица системного анализа структуры учебных действий и уровня учебных достижений
Все компоненты в составе блока управления обеспечивают возможность системно организовать учебный цикл в режиме модульного или дистанционного обучения. При этом меняются роли преподавателя и учащихся.
Преподаватель берет на себя функции организатора процесса обучения и консультанта по методам самостоятельной работы с источниками информации. Учащиеся становятся активными субъектами в этом процессе, учатся ставить личные учебные цели, анализировать и управлять своими учебными действиями в режиме активного самообразования на основе использования учебно–методических материалов и интерактивных обучающих средств в составе модульного учебного курса


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет