Форум ПКИПКРО: приглашаем вас принять активное участие в общении на выбранную тематику. Не забудьте зарегистрироваться (можно брать имя логина русскими буквами), иначе у вас не будет возможности оставлять сообщения в темах (можно будет только просматривать и читать).Надеемся, что вы будете соблюдать правила форума, и информация, размещенная вами, будет касаться непосредственно тем, перечисленных ниже. На форуме не допускается использование ненормативной лексики, необоснованные ругательства и т.п.
Благодарим за активное участие в нашем Форуме!

Вниманию участников дистанционных семинаров! Цикл семинаров, проводимых специалистами ЦОТТ ПКИПКРО, завершается. Опыт общения показал, что данная форма взаимодействия эффективна, её необходимо развивать и далее. Форумы продолжают свою работу в off-line режиме. БОЛЬШОЕ СПАСИБО всем участникам семинаров, не теряйтесь, мы всегда с вами :))



АвторСообщение
администратор


Сообщение: 16
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 13:40. Заголовок: Авторская модель школы: миф или реальность


Авторская школа – миф или реальность?
Пеленев А.Ф., к.п.н., доцент кафедры управления и экономики образования ПКИПКРО

Реальны ли авторские школы? В широком смысле – конечно, да. В истории образования известно немало уникальных образовательных учреждений, созданных творческими руководителями и педагогами. Настоящее время, требующее системных изменений в образовании, не менее богато на существование авторских высокоэффективных ОУ. Многие конкретные школы в отдельных аспектах жизнедеятельности – авторские, а в других – нет, т.е. применяют на практике то, что создано другими. Разные школы отличаются содержанием и уровнем своего авторства.
Вопрос, сформулированный в заголовке, по нашему мнению, содержит следующие актуальные аспекты:
1) Существует ли объективная потребность в создании авторских школ?
2) Имеются ли необходимые ресурсы для создания авторских школ, обеспечивающих доступность, качество и эффективность образования детей?
3) Каков потенциал авторских школ в развитии образования в целом?
4) Имеются ли благоприятные социальные условия для разработки и реализации авторских моделей ОУ?
На обсуждение педагогического сообщества выносятся изложенные ниже точки зрения автора по первому и четвертому вопросам. Предлагается также проанализировать внутренний потенциал школ, оценить уровни развития образовательных коллективов и компетентности педагогов и руководителей в разработке авторских моделей школ. Участников педагогического совета приглашаем сформулировать свои вопросы по проблеме и прислать их по электронному адресу poipkro@perm-edu.ru.
В настоящее время общество, государство, обучающиеся, их родители и педагоги-профессионалы не удовлетворены уровнем готовности молодежи к успешной жизни в современных, динамично меняющихся социальных условиях. Исследования независимых специалистов показывают, что подавляющее большинство российских школьников существенно уступают зарубежным сверстникам во всех компонентах своего развития, выходящего за пределы репродуктивных знаний и умений по академическим учебным предметам. Установлен парадоксальный факт: успеваемость учеников в школе и успешность их в жизни не коррелируют, следовательно, школа не выполняет свое главное социальное предназначение. Российское образование нуждается в реформировании, в системных изменениях, необходимых для приведения его результативности в соответствие с потребностями жизни и развития человека и общества. На решение этой задачи направлена государственная политика в сфере образования.
Образовательное учреждение как открытая социальная система может быть представлено в следующей модели:
Внешние условия жизнедеятельностиОУ --->Внутренние ресурсы ОУ --->Образовательный и другие внутренние процессы --->Образовательные и др. результаты деятельности ОУ
Непосредственным фактом образовательной результативности является образовательный процесс, другие факторы влияют на результативность, воздействуя на направленность и содержание ОП. В сложившейся практике он имеет ряд существенных недостатков, определяющих низкую результативность и эффективность образования. Во-первых, это - ошибочная направленность деятельности педагогов. При декларировании развития и благополучия обучающихся в качестве главных целей образования, фактически ими выступают достижение формальных показателей овладения учениками предметными ЗУНами, использование «современных» технологий и выполнение других процессуальных нормативов и требований. Во-вторых, это – экстенсивность образовательной деятельности, т.е. стремление достичь цели за счет запредельных затрат времени, сил и других ресурсов.
Существующая массовая практика образования может быть охарактеризована как педагого- и административно-центрированная. Она определяется не законами развития обучающихся, их потребностями и интересами, а стремлением подчинить их деятельность внешним требованиям педагогов и администраторов. Естественно, внешнее принуждение и перегрузка детей вызывает стремление защититься от них, в т.ч. демотивацию учения, что приводит к разрушению единства целей детей и педагогов. Наличие административного ресурса позволяет цели педагогов сделать доминирующими, т.е. принудить детей воспроизводить предметные ЗУНы. Такой образовательный процесс может быть назван не только педагого-центрированным, но и репродуктивно-принудительным. Названные системные свойства ОП неизбежно ведут лишь к овладению учащимися репродуктивным и протестным опытом. Способности же отдельных выпускников к аналитическому мышлению, конструктивному и креативному уровням деятельности, чаще всего происходит не благодаря обучению в школе, а вопреки ему, за счет других факторов.
Одним из существенных и необходимых средств развития образования, наряду с формулированием государственного заказа на образовательные результаты, выступает внутренняя реформа в ОУ. Суть данной реформы состоит в изменении смыслов, направленности деятельности образовательных коллективов с доминирования целей педагогов в образовательном процессе на его осуществление в соответствии с целями и интересами детей, повышения уровня их инициативы и самостоятельности в развивающей деятельности. Эффективным и необходимым средством такой трансформации станет проектирование моделей авторских школ, разрабатываемых совместно обучающимися, их родителями, педагогами и руководителями ОУ. Объектами совместного проектирования могут стать: устав учреждения, другие локальные акты, технологии выполнения государственного образовательного заказа, дополнительно к нему образовательные цели и средства их достижения, развитие ресурсного обеспечения ОП и система управления. Такая модель неизбежно будет иметь потенциал саморазвития на основе само- и соуправления жизнедеятельностью учреждения с участием авторов ее разработки.
Закон об образовании РФ, приоритеты государственной политики в сфере образования дают возможность образовательным учреждениям осуществлять инновации, повышающие качество и эффективность образования. В ПНПО предусмотрено и реализуется на практике материальное поощрение педагогов и педагогических коллективов, осуществляющих инновационное развитие, в т.ч. создание авторских школ и отдельных компонентов их жизнедеятельности. Следовательно, необходимые социальные условия для разработки и реализации авторских школ имеются.

Рекомендуемая литература
1.Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002.
2.Пеленев А.Ф. разработка программы развития образовательного учреждения / Инновации в ДОУ как условие обеспечения качества дошкольного образования. – Пермь, 2006.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


администратор


Сообщение: 31
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 13:27. Заголовок: Вопросы


Управление образования администрации Верещагинского муниципального района Пермского края
МОУ ДПО РМК

Известно, что авторские школы возникли в конце 80-х годов как альтернатива авторитарной советской школе, как результат инициативы директора или школьной команды. Они ставили перед собой задачу изменить характер и содержание образовательного процесса, отношения между учителем и учеником, а так же роль школы в социуме.
Существовали ли какие-то общие направления поиска в авторской школе?
Повлияли ли авторские школы на качественные изменения в системе образования? Каков механизм защиты детей от непродуманных инноваций?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 77
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.07 12:17. Заголовок: Ответы



 цитата:
Вопрос: Существовали ли какие-то общие направления поиска в авторской школе?



1. Доля авторских школ в России невелика, поэтому говорить о статистически значимых направлениях
авторского поиска не приходится. Приведем лишь компоненты школьной образовательной системы, в которых на практике осуществляются авторские инновации:
1) обогащение воспитательного процесса эстетическим, краеведческим, экологическим, физическим и техническим содержанием;
2) развитие ученического и родительского соуправления;
3) введение дополнительного содержания в учебный процесс за счет новых учебных предметов и углубленного изучения традиционных.

 цитата:
Вопрос: Повлияли ли авторские школы на качественные изменения в системе образования?


2. К сожалению, в силу малочисленности и недостаточного знания педагогами и менеджерами образования сущности инноваций и факторов повышения качества эффективных авторских инноваций, они не привели к системным изменениям в образовании.

 цитата:
Вопрос: Каков механизм защиты детей от непродуманных инноваций?


3. Согласно закону об образовании РФ ОУ и педагоги имеют право осуществлять инновационные изменения в своей деятельности, направленные на повышение качества образования. Но эти инновации на практике в большинстве, увеличивая нагрузку на детей, не дают им жизненно необходимого опыта конструктивного и креативного уровней. Специально созданных механизмов защиты детей от некомпетентных инноваций нет. Но существует контроль процесса и результатов образовательной деятельности на институциональном и региональном уровнях управления. Этот контроль предназначен обнаруживать и корректировать ошибки в работе педагогов и педагогических коллективов. К сожалению, существующий процесс коррекции малоэффективен, т.к. контролеры изучают лишь технологии деятельности педагогов, отчеты и формальные показатели.

 цитата:
Вопрос: Можно ли разработать программу развития школы без участия научного руководителя? На каком уровне она утверждается?


4. Практика разработки программ развития в ОУ существует. Она становится массовой в результате предъявления императивных требований к руководителям ОУ иметь такие программы. Но в большинстве случаев они составлены методом переписывания и «косметической» коррекции программ, разработанных другими специалистами, и поэтому фактически оказываются формальными. Главная причина этого – низкая теоретическая компетентность «разработчиков» программ в вопросах их предназначения, сущности и содержания.
В коллективе, разрабатывающем программу развития, необходим хотя бы один специалист, имеющий исследовательский уровень компетентности. Наличия ученой степени, звания и должности, как показывает практика, недостаточно. Необходимы компетентность именно в теоретических вопросах развития образовательных систем и в осуществлении проектировочной деятельности.

 цитата:
Вопрос: Есть ли в Пермском крае известные авторские школы с хорошими результатами? Где и какие?


5. В конце 80-х гг. существовала авторская школа математика Макарова Юрия Афанасьевича, работающего в рамках педагогики сотрудничества. В настоящий момент говорить о наличии авторских школ в крае не приходится, т.к. в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» происходит переход от новаторов учителей – одиночек к массовому явлению в педагогическом сообществе.
А.Ф. Пеленев - доцент, к.п.н.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет