Форум ПКИПКРО: приглашаем вас принять активное участие в общении на выбранную тематику. Не забудьте зарегистрироваться (можно брать имя логина русскими буквами), иначе у вас не будет возможности оставлять сообщения в темах (можно будет только просматривать и читать).Надеемся, что вы будете соблюдать правила форума, и информация, размещенная вами, будет касаться непосредственно тем, перечисленных ниже. На форуме не допускается использование ненормативной лексики, необоснованные ругательства и т.п.
Благодарим за активное участие в нашем Форуме!

Вниманию участников дистанционных семинаров! Цикл семинаров, проводимых специалистами ЦОТТ ПКИПКРО, завершается. Опыт общения показал, что данная форма взаимодействия эффективна, её необходимо развивать и далее. Форумы продолжают свою работу в off-line режиме. БОЛЬШОЕ СПАСИБО всем участникам семинаров, не теряйтесь, мы всегда с вами :))



АвторСообщение
администратор


Сообщение: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.07 10:05. Заголовок: Здоровьесбережение в современном образовательном процессе...


Здоровьесбережение в современном образовательном процессе:
проблемы, перспективы


Лядова Н.В., ПКИПКРО

Ничто так не содействует успеху нашей
деятельности, как крепкое здоровье.
Наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей.
Френсис Бэкон


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 23 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор


Сообщение: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.07 10:07. Заголовок: Стендовый доклад


Здоровьесбережение в современном образовательном процессе:
проблемы, перспективы


Лядова Н.В., ПКИПКРО

Ничто так не содействует успеху нашей
деятельности, как крепкое здоровье.
Наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей.
Френсис Бэкон

Проблема, которую мы сегодня обсуждаем, российское общество пытается решить целенаправленно и системно с 1904 года, когда вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». О школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения. Встает вопрос: а разрешима ли в принципе проблема здоровьезатратного образования? Школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. К тому же родители сами загружают своих детей сверх меры. Мы привыкли считать трудной семью алкоголика, наркомана, неполную семью, где мама одна воспитывает детей. В последние десятилетия наблюдается иная картина: «неблагополучной» становится семья, где оба молодых родителя — кандидаты наук, и это оказывается еще тяжелее для маленького человека, чем семья неполная. В такой семье ребенок испытывает жесточайшее давление со стороны родителей, и на это нужно обратить особое внимание (М. Безруких, 2006).
Вопросы сохранения здоровья детей и подростков в процессе получения ими образования активно обсуждаются педагогической общественностью Прикамья не один год. Недавно, 12-13 апреля 2007 года в г. Соликамске при поддержке городского управления образования состоялась уже X региональная научно-практическая конференция, которая ежегодно проходит под общим названием «Здоровье и образование». На этот раз она называлась «Здоровье и образование. Здоровьесбережение в условиях современного образовательного процесса». Постоянными организаторами конференций являются кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО и департамент образования Пермской области, теперь – министерство образования Пермского края.
Несмотря на то, что вопрос как дать качественное образование не в ущерб здоровью стоит давно, но живо обсуждаться учителями России и, в том числе Пермской области, он стал лишь 10 лет назад, благодаря появлению нового направления в отечественной науке – педагогической валеологии, и надо отдать ей за это должное.
В середине 2000-х тысячных годов все большее распространение получила идея создания школ, содействующих укреплению здоровья, и все больше школ стали строить программу своего развития именно по этому направлению – обеспечению качественного обучения в условиях сохранения здоровья учащихся, хотя в России эта тенденция по созданию школ, содействующих укреплению здоровья, наметилась еще с начала 2000 г. Пришло осознание того, что необходимо консолидировать усилия разных ведомств и создавать районную, городскую систему работы по сохранению здоровья учащихся (гг. Соликамск, Чернушка, Пермский район). Появилось множество моделей школ, содействующих здоровью.
В последние два года в связи со сложившейся в обществе криминогенной обстановкой обострилась проблема более широкого, чем охрана здоровья, направления по обеспечению в целом безопасности жизни, здоровья учащихся и сотрудников, а также имущества образовательного учреждения в условиях повышенной угрозы совершения террористических актов, возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе техногенного характера. В новой программе развития системы образования Пермского края на период 2006-2010 гг. безопасность и сохранение здоровья стоят в названии первой подпрограммы. И две предыдущие конференции «Здоровье и образование» были посвящены решению проблем, связанных с формированием здорового образа жизни и обеспечением безопасности образовательного процесса.
На сегодня ученые и педагоги-практики, занимающиеся решением проблемы здоровьесбережения, все сошлись во мнении, что в Пермском крае создана, хотя еще и небольшая, но все же сеть образовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья учащихся, которая в настоящее время объединяет более 80 школ. В образовательных учреждениях края накоплен значительный опыт по формированию здорового образа жизни, профилактике социально значимых заболеваний, физическому и экологическому воспитанию, воспитанию культуры безопасного поведения, применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Кафедрой охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП) ПКИПКРО за 15-летний период ее существования внесен немалый вклад в решение задач сохранения здоровья учащихся и воспитанников. На основании совместной научно-исследовательской, экспериментальной деятельности с образовательными учреждениями на кафедре разработаны модель школы здоровья, основанная на системном подходе в организации 3-х «фронтов» здоровьесберегающей деятельности:
1) создание здоровьесберегающей среды, включающей оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса, благоприятного психологического микроклимата, соблюдение СанПиНов;
2) осуществление физкультурно-оздоровительных профилактических мероприятий;
3) формирование здорового образа жизни через гигиеническое образование и обучение жизненным навыкам, помогающим детям и подросткам сберечь здоровье во всем многообразии его составляющих.
Сотрудниками кафедры разработаны критерии оценки здоровьесберегающей деятельности в школе, методические рекомендации по проведению мониторинга здоровья учащихся, сформирован и постоянно пополняется банк педагогической информации по деятельности школ Пермского края, содействующих здоровью, опубликовано более 100 печатных работ и методических изданий, ставших для многих образовательных учреждений Прикамья руководством к действию. Практически все региональные конференции сопровождались изданием сборников тезисов, в которых опубликовали свои материалы более 700 руководителей, педагогов, ученых Пермских ВУЗов. В рамках переподготовки кафедрой подготовлено 225 педагогов-организаторов оздоровительной работы.
Взаимодействие кафедры с образовательными учреждениями области объемно и многогранно: за 10-летний период кафедра помогла выстроить здоровьесберегающую деятельность десяткам образовательных учреждений разных типов и видов, получить звание лауреатов областных конкурсов по здоровьесбережению. Так весомым результатом сотрудничества кафедры и школы стала победа школы № 5 г. Чернушки, занявшей I место в региональном этапе и ставшей победительницей во всероссийском этапе Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья», проводимого в 2004 г., (руководитель Меньшикова Л.А.), помогла многим работникам образования повысить аттестационную категорию, добиться успеха в конкурсах «Учитель года», получить звание лучших школ в ПНП «Образование» (СОШ № 7 г. Чусового).
В разные годы кафедра сотрудничала со школами № 13 г. Соликамска, № 100, 110, 108, 135, Лицеем № 4, областной школой-интернатом для детей с нарушением зрения Перми, спец коррекционной школой–интернатом № 10 г. Лысьвы, школой № 5 г. Чернушки, Майской школой Краснокамского района, Комсомольской школой Кунгурского района, школой № 7 г. Чусового, № 3 Краснокамска, Мазуевской, Шумковской школами Кишертского района, Лобановской школой Пермского района, специальным профессиональным училищем открытого типа «Уральское подворье» и др.
Кафедра ОЗДиП видит свое место в образовательном пространстве Пермского края в качестве структуры, определяющей стратегические направления по обеспечению безопасности и охраны здоровья в образовательных учреждениях и методологические подходы, способствующие развитию и становлению внутри- и межведомственной системы здоровьесберегающей деятельности в Прикамье.
О росте популярности и понимания важности здоровьесберегающего направления деятельности образовательными учреждениями, в том числе и понимания возможности привлечь внебюджетные средства, говорит тот факт, что с 2004 г. по 2006 г. возросло число участников конкурса «Школа – территория здоровья». Так в 2004 г., когда конкурс впервые был объявлен департаментом образования Пермской области, их было 15 из 11 территорий. Победители: СОШ № 5 г. Чернушки (директор Шергина Е.Д.), СОШ № 108 г Перми (директор Костромитинова Т.Д.) и Лобановская СОШ Пермского района (директор Кулакова А.М.), сельская МОУ «Дубровская СОШ» Оханского района.
В 2005 г. приняли участие в конкурсе 33 общеобразовательных учреждения из 13 городов и районов. Победители: СОШ № 2 г. Чернушки (директор Горбунова А.Г.), СОШ № 135 г Перми (директор Балашова Т.Л.), СОШ 7 г. Соликамска (директор Попова И.А.), Майская СОШ Краснокамского района (директор Шульга Р.Ю.).
В конкурсе 2006 г. уже приняло участие 59 общеобразовательных учреждений (34 городских и 25 сельских) из 21 территории. Победители: 3 городские школы – СОШ № 6 г. Чернушки (директор Волошин Н.Д.), СОШ № 108 г. Перми (директор Костромитинова Т.Д.), СОШ ЗАТО Звездный» (директор Полежаева Г.И.) и НОШ Звездный (директор Медведева Л.П.); 3 сельских школы – Платошинская СОШ Пермского района (директор Болгова В.Ф.), Ивановская СОШ Ильинского района (директор Герасимова Р.В.), Уинская СОШ Уинского района (директор Киселева Н.В.).
Наиболее активными территориями по участию в конкурсе являются Пермский район (ежегодно участвуют 3-6 школ), Чернушинский район (1-2), Пермь (5-16), Соликамск (1, район 2), Березники (не каждый год, 2006 - 4 школы), Очерский (1-4), Осинский районы (1-2).
В этих школах созданы центры содействия здоровью, разработаны и реализуются программы здоровья, осуществлено обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям, используются инновационные подходы, здоровьесберегающие педагогические технологии и др., улучшились показатели состояния здоровья учащихся. В них сложилась целостная система формирования культуры здоровья учащихся и педагогов.
Следует отметить, что в целом повысилось качество представляемых на конкурс материалов. В материалах школ, не ставшими лауреатами и дипломантами, имелись следующие недостатки: наименьшей проработкой отличались разделы, посвященные организации медицинского обслуживания, школьного питания, взаимодействию с семьей, межведомственному взаимодействию, не отражена экологическая ситуация района, где расположена школа.
Итак, что же достигнуто в практике здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений Пермского края за 10 лет? Можно отметить следующие результаты:
1.Большинство руководителей и работников образования осознали значимость здоровья для повышения качества обучения. Они личностно приняли необходимость проведения работы по сохранению здоровья учащихся и повысили свою квалификацию в этом направлении.
2.Педагоги научились выявлять основные причины ухудшения здоровья, связанные со школой, анализировать ситуацию.
3.Сотрудники образовательных учреждений научились в рамках проектных технологий ставить цели по сохранению здоровья и достигать их, выстраивая системно и комплексно здоровьесберегающую деятельность по реализации той или иной модели школы, содействующей здоровью.
4.Специалисты, учителя овладели диагностическими методиками при проведении мониторинга здоровья и здоровьесберегающей деятельности.
5.Педагоги, специалисты значительно расширили диапазон воспитательных мероприятий по привитию навыков здорового образа жизни, по борьбе с социально значимыми заболеваниями, по формированию физической культуры, культуры здоровья и безопасности.
6.Благодаря ПНП «Образование», региональному проекту «Новая школа» во многих школах улучшены санитарно-гигиенические условия, материально-техническая база.
7.Важным результатом следует признать некоторую положительную динамику санитарного состояния школ, и, самое главное, - состояния здоровья детского населения, в проявление которой внесла свой вклад система здоровьесберегающего образования.
- в последние годы в образовательных учреждениях края наблюдается улучшение показателей «внутришкольной» среды. По данным контрольно-надзорных мероприятий в 2006 году сохранилась наметившаяся в последние годы тенденция улучшения показателей искусственной освещенности, уровня шума, ЭМП, состояния мебели, технических средств обучения в образовательных учреждениях края. Удельный вес нестандартных показателей по ряду факторов с 2002 года сократился в 2 – 2,5 раза.
Следует отметить, что проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз образовательных учреждений всех типов, выдача санитарно-эпидемиологических заключений в целях лицензирования способствовали улучшению отдельных показателей внешней среды. Однако материально-техническое состояние образовательных учреждений края улучшается медленно.
В последние годы отмечаются некоторые позитивные изменения в организации питания детей. Увеличилось количество детей с первой группой здоровья с 7,0 % до 8,4 %, с третьей группой – с 20,4 % до 22,2 %.
Не смотря на усилия работников образования по созданию условий для сохранения здоровья учащихся, системе образования не удается пока влиять сколь либо значимо на снижение заболеваемости детского и подросткового населения. Слишком много других причин, лежащих за пределами школы, которые ведут к ухудшению здоровья подрастающего поколения.

Внутри системы образования Пермского края не удалось на сегодняшний день:
•Сделать создание школ, содействующих здоровью, повсеместным и массовым явлением в крае, так как департаментом образования, а теперь министерством образования Пермского края не утверждены:
- нормативно-правовая база «Школ, содействующих здоровью», регламентирующая здоровьесберегающую деятельность образовательных учреждений в крае, в том числе введение должностей руководителя центра содействия здоровью, педагога-организатора оздоровительной работы и официальный статус таких школ, дающий право на дополнительное выделение бюджетных средств;
- региональные критерии оценки деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья в рамках нормативно-правовой базы при лицензировании, аттестации и аккредитации;
- четкие региональные подходы к преподаванию в школах ОБЖ, уроков здоровья, экологии в условиях перехода на БУП-2004.
Руководители и педагоги, не смотря на заинтересованность решением проблемы сохранения здоровья учащихся, не видят необходимости и перспектив в осуществлении трудозатратной здоровьесберегающей деятельности, так как эта работа не входит в стандарт деятельности школ и не заведена в систему оценивания при аттестации образовательных учреждений, дополнительно не финансируется.
•Найти грамотное решение проблемы взросления на основе формирования негативного отношения к употреблению психо-активных веществ (ПАВ) и этически безупречного нравственно-полового воспитания.
•Устранить большинство школьных факторов риска из жизни учащихся.
•Переломить массовое сознание педагогической и родительской общественности, что «глубокие и прочные знания» – основной критерий успешности детей и школы, что нельзя так перегружать своих детей, навязывая им репетиторство и обучение на всевозможных дополнительных курсах.

На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности образовательных учреждений по сохранению здоровья учащихся
(задачи сегодняшнего дня)
Сегодня мы живем в условиях реализации приоритетных национальных проектов. Всем руководителям школ, претендующих называться лучшими (участвующими в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы), следует обратить внимание на критерии раздела 6. «Создание условий по сохранению и укреплению здоровья», характеризующихся следующими пятью показателями:
- охват учащихся горячим питанием;
- введение 3-го часа ФК на всех ступенях обучения;
-создание центра содействия здоровью;
- наличие программы «Здоровье» (Комплексная программа оздоровления учащихся);
- положительная динамика состояния здоровья за последние 3 года.
И хотя, на наш взгляд, за такую комплексную работу присуждается обидно мало (всего 10) баллов, но и их надо уметь набрать.

На повестке дня стоит и выполнение приказа департамента образования Пермской области № 85 от 19.06.2006 «О введении регионального компонента в учебные планы и образовательные программы». В нем речь идет об обязательном введении 3-го часа ФК и 1-го часа в неделю гражданского образования с 1-го по 11-й классы. Эти уроки следует использовать для интеграции вопросов здоровья в их содержание. В приказе также говорится о введении курса «Формирование ЗОЖ», разработанного специалистами ПОИПКРО в образовательные программы всех общеобразовательных учреждений, используя для этого факультативные занятия, формы дополнительного образования, классные часы и воспитательные мероприятия. И еще - обратить внимание на соблюдение СанПиНов и мер по объему учебной нагрузки в неделю для каждого класса.
На контроле руководителей образовательных учреждений стоит выполнение краевого проекта «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства», в рамках которого должны осуществляться раннее выявление детей и подростков, склонных к употреблению и уже употребляющих ПАВ, и, прежде всего, токсические и наркотические средства, а также специальная профилактическая работа с группами риска.
И все же главным резервом здоровьесберегающей деятельности был и остается «Его величество» – урок, в котором сконцентрированы все проблемы современной школы, а разрешение их зависит от профессионализма учителя.
Проблемы сегодняшнего дня, от решения которых зависит эффективность здоровьесберегающей деятельности
1.Отсутствие Краевой целевой программы по сохранению здоровья учащихся, а, следовательно, необходимого финансирования, отсутствие четкой региональной политики по физкультурному, экологическому образованию, обучению ОБЖ, не позволяют эффективно осуществлять образовательным учреждениям здоровьесберегающую деятельность.
2.Имеющиеся критерии оценки здоровьесберегающей деятельности ОУ, входящие в нормативно-правовую базу лицензирования, аттестации, остаются формальными и недостаточными, что не позволяет должным образом оценить эту работу. На наш взгляд, давно назрела необходимость включения четких адекватных критериев этой деятельности при проведении лицензирования и аттестации образовательных учреждений и педагогов.
3.Отсутствие стимулирования здоровьесберегающей деятельности со стороны министерства образования Пермского края ограничивает возможности образовательного учреждения по ее осуществлению. Таким стимулом для школы могло бы стать присвоение ей официального статуса «Школа содействия укреплению здоровья».

Перспективные направления здоровьесбережения
Считаем, что на сегодняшний день наиболее актуальными направлениями научно-практической работы по сохранению здоровья учащихся и педагогов, являются следующие приоритетные направления:
1. Разработка критериев здоровьесберегающего урока.
2. Повышение эффективности формирования здорового образа у субъектов образовательного процесса.
3. Создание условий для сохранения здоровья при осуществлении предпрофильной подготовки и профильного обучения, подготовки и сдачи ЕМТ, ЕГЭ.
4. Разработка и апробация в территориях края единых унифицированных схем мониторинга здоровьесберегающей деятельности и здоровья учащихся.

Объединяя усилия всех заинтересованных ведомств, родительской общественности, при государственной и спонсорской поддержке появляется надежда, что сеть школ, содействующих здоровью, будет и дальше расширяться в нашем крае, а дети в таких школах будут себя чувствовать лучше и комфортней, а, значит, станут и более успешными.
Путь, по которому надо идти, обозначен Всемирной организацией здравоохранения в девизе 2007 года: «Инвестируя в здоровье, мы построим более безопасное будущее».
В заключение хочется привести слова Жана-Жака Руссо:
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым».

Литература
1.Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа: – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004 – 240 с.
2.Государственный отчетный доклад Управления Роспотребнадзора о санитарно-эпидемиологическом благополучии по Пермскому краю. 2007. www/rpn-permkrai.ru
3.Касаткин В.Н. От реабилитации к созданию образа, или десятилетний опыт самоопределения. Журнал «Школа здоровья», № 1, 2004, Москва, 2004.
4.Культура современного урока. М.: Издательство «Российское педагогическое агентство» / Под ред. Щурковой Н.Е. 2004.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.07 10:08. Заголовок: Доклад И.Н. Перминова, г. Лысьва


И.Н.Перминова, заместитель директора по методической работе С(К)ОШИ VIII вида, Пермский край, г.Лысьва

Раздел «Школа, содействующая укреплению здоровья»

Реализация здоровьесберегающего образования детей с проблемами в развитии

«Образование должно стать фактором укрепления здоровья, а не его разрушения…»
(В.Базарный).

Проблемой сохранения и укрепления здоровья учащихся школа начала заниматься еще в середине 90-х гг. Актуальность этой работы была обусловлена рядом негативных явлений: ростом заболеваемости, увеличением числа детей с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями, нарушениями межанализаторных связей, осанки, распространением вредных привычек в среде школьников.
Школа была в числе первых образовательных учреждений в районе, серьезно занимающихся вопросами здоровьесбережения. Действовала опытно-экспериментальная площадка, результаты которой получили высокую оценку экспертов и неоднократно обобщались как на городском, так и на региональном уровне.
В настоящее время работа по данной проблеме для педагогического коллектива не утратила своей значимости, получила новый импульс. Учитывая накопленный положительный опыт, а также современные реалии, была разработана модель школы, содействующей укреплению здоровья. Это обеспечило комплексное обновление всех направлений деятельности ОУ с точки зрения сохранения здоровья детей, а также выход на системную реализацию принципов здоровьесберегающего образования.
Преобразованию работы способствовало создание Службы и программы медико-психолого-педагогического сопровождения. Данная структура призвана выполнять задачи мониторинга, профилактики, коррекции состояния физического, психического и социального здоровья учащихся и объединять усилия педагогов по сохранению и укреплению здоровья.
Деятельность по обеспечению здоровьесберегающей среды включает несколько направлений:
•оптимизацию учебно-воспитательного процесса;
•осуществление здоровьеразвивающего образования;
•реализация медико-психолого-педагогического сопровождения;
•мониторинг уровня здоровья.

Особое внимание уделяется оптимальной организации учебно-воспитательного процесса, так как школа работает в режиме полного дня.
Образование ведется по шестидневной рабочей неделе, в одну смену. Начало занятий в 9.00 часов. Школьники обеспечиваются бесплатным 2-х разовым (дети интерната 3-х разовым) горячим питанием. Введены дополнительные каникулы.
В соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями составлено расписание уроков. Для каждого класса определен рациональный режим второй половины дня с оптимальным чередованием различных видов деятельности (прогулка, занятия кружков, секций, факультативов, внеклассные занятия, занятия коррекционно-развивающего блока, трудовая деятельность).
С целью преодоления учебной перегрузки, обеспечения оптимального соотношения учебной и воспитательной деятельности осуществляется обучение без письменных домашних заданий. Анализ результатов эксперимента по отмене домашних заданий показал, что нововведение положительно отразилось на самочувствии детей, их работоспособности. При этом качество обучения не снизилось. Самоподготовка была заменена часом чтения, в рамках которого выполняются задания по устным предметам, внеклассному чтению. Также были введены творческие студии, где школьникам предоставлена возможность заниматься художественно-прикладной деятельностью.

Ведущее направление работы школы – создание здоровьеразвивающей среды через реализацию принципов коррекционно-развивающего и здоровьесохраняющего обучения и воспитания. Целевой установкой для школы является ЗСТ В.Ф.Базарного, которая органично вписывается в образовательный процесс школы, так как сочетает единство физического, психического и социального здоровья. Педагогами применяются следующие методы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного:
- динамизация рабочей позы посредством использования ученических конторок для профилактики нарушений осанки и искривления позвоночника;
- методика сенсорно-координаторских тренажей с помощью зрительно-сигнальных сюжетов и зрительно-двигательной схемы для повышения физической и психической активности детей на уроке, коррекции и профилактики зрения;
- обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов, расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия;
- методика повышения эффективности психомоторных функций с помощью самоуправляемого, шагового ритма.

Воспитание ценностных ориентаций на здоровье, обучение здоровьесберегающему поведению учащихся осуществляется как через базовые предметы («Развитие речи», биология, СБО, психокоррекция), так и через специальные курсы, реализуемые во внеурочное время специалистами школы («Уроки здоровья» для 1-8 классов, «Азбука общения» для 5-6 классов, «Познай себя» для 7-8 классов, «Психологический практикум» для 9 классов).
С целью профилактики СЗЗ реализуется региональная программа «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний» (ПОИПКРО, 2002). В ГПД проводятся циклы занятий по направлениям: «Физическое развитие и ЗОЖ», «Основы жизнеобеспечения», «Трудовое воспитание». Используются активные формы внеклассной деятельности, пропагандирующие ЗОЖ: акции «Мы выбираем ЗОЖ!», «ЗОЖ – это модно!», дискотеки «Нарконет» и т.д.
Физкультурно-оздоровительная работа включает разнообразные формы: уроки физкультуры, уроки ритмики (1-4 классы), занятия ЛФК, секции, утреннюю гимнастику, активные перемены, закаливание, медикаментозное лечение детей. Традиционно проводятся Дни здоровья, школьная спартакиада. Организуются многодневные походы: сплавы по рекам Пермского края, велопоходы. В летний период действует оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, формируются спортивно-трудовые отряды для подростков.

Осуществляется медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся различных групп: детей в период адаптации к условиям обучения, учащихся классов «Особый ребенок», школьников группы риска, учащихся с хроническими заболеваниями. Разрабатываются планы индивидуальной работы, коррекционные программы.
Совершенствована работа по мониторингу динамики психофизического развития и условий для сохранения и развития здоровья учащихся. Введены индивидуальные карты отслеживания уровня развития, здоровья учащихся, разработанные педагогами школы.

Особое внимание уделяется воплощению в жизнь девиза: «От здоровья учителя – к здоровью ученика». Осуществляется работа по обучению педагогов навыкам самоконтроля психологического состояния, приемам коррекции психического состояния. Для этого проводятся психологические тренинги, занятия ПДС по психологии. Педагоги школы активно участвуют в турслетах, ежегодно организуются походы, сплавы. Это позволяет преодолевать синдром эмоционального выгорания, создавать корпоративный дух в коллективе.

Целенаправленная и систематическая работа педагогов по реализации идей здоровьесберегающего образования позволила достичь положительных результатов. Отмечается увеличение числа детей основной группы (2002г. – 34%, 2007 г. – 40,5%), снижение количества учащихся с нарушением осанки (2002г. – 41%, 2007 г. – 31%). Прослеживается положительная динамика по коррекции зрения.
Достигнутые результаты мотивируют педагогов на дальнейшую реализацию модели школы, содействующей укреплению здоровья. Считаем, что в работе по созданию в школе здоровьесберегающей среды необходимо обеспечивать системность, систематичность, комплексность мероприятий, осуществлять деятельностный и программно-целевой подходы.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Откуда: Березники
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 12:42. Заголовок: Re:


Как работать с инвалидами на уроках физического воспитания и с учащимися подготовительной группы?
Могут ли экзамен по физической культуре выбирать учащиеся подготовительной группы?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 28
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 12:16. Заголовок: Ответ


Таисия пишет:

 цитата:
Как работать с инвалидами на уроках физического воспитания и с учащимися подготовительной группы?
Могут ли экзамен по физической культуре выбирать учащиеся подготовительной группы?


Для проведения занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях учащиеся делятся на три медицинские группы – основная, подготовительная, специальная.
Учащиеся – инвалиды в эту схему не вписываются. Для проведения занятий с ними необходим педагог с образованием «адаптивная физическая культура».
Учащиеся основной и подготовительной медицинских групп посещают уроки совместно. Урок проводится с учетом дифференцированного подхода к учащимся подготовительной группы.
Учащиеся подготовительной группы могут выбирать предмет физическая культура в качестве экзамена по выбору, если они прошли обучение по всем разделам программы и не были освобождены от уроков физической культуры.
Для учащихся специальной медицинской группы должны создаваться отдельные группы, где они в рамках школьного расписания изучают предмет по специальной программе (Физическая культура. 1-11 кл.: Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2004).
Если в школе данные занятия организованны и предмет изучается, то эти учащиеся так же могут выбрать предмет физическая культура в качестве экзамена по выбору (Письмо Министерства образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе по физической культуре» 2004 г.).
Кетов Г.Б., методист ПКИПКРО

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 13:31. Заголовок: Школа № 15 задает вопросы:


1) Насколько эффективны медикаментозные методы коррекции психофизического здоровья младших школьников с особыми образовательными потребностями?
2) Правомерно ли применение нетрадиционных методов в коррекции недостатков развития младших школьников с ЗПР?
3) Насколько это совместимо: ИКТ ---> ЗРЕНИЕ <---- учебная нагрузка


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 53
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.07 12:31. Заголовок: ОТВЕТ



 цитата:
2) Правомерно ли применение нетрадиционных методов в коррекции недостатков развития младших школьников с ЗПР?


Для ответа на Ваш вопрос необходимо уточнить, какие именно нетрадиционные методы Вы имеете в виду. При работе с детьми с ЗПР возможно и эффективно использование разнообразных средств медико-психолого-педагогического сопровождения, коррекции, компенсации, реабилитации (в том числе музыкотерапии, психопластики, кинезиопластики, арттерапии и др.) владеющими ими (в некоторых случаях - специально подготовленными) педагогами и специалистами.
Лестова Н.Л., заместитель руководителя научно-методического центра специального образования ПКИПКРО

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 17
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 13:48. Заголовок: Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психологического...


Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психологического, духовно-нравственного здоровья учащихся
Отинова Н.И., директор МОУ «Основная общеобразовательная школа № 12» г. Лысьва

25. 09. 2003 года ГЭМСом было принято решение об открытии на базе школы ОПП по теме «Школа здоровья». Необходимость открытия данной ОПП была продиктована проблемой ухудшения здоровья детей в процессе обучения. Обследуя состояние здоровья выпускников школы, мы обнаружили:
Понижение зрения на 17% у учащихся.
Нарушение осанки перешло в сколиоз с 26% в 1 классе до 69% в 9 классе.
Увеличение количества больных по диагнозам:
-ДЖВП с 4% 1 кл. до 17% 9 кл.
-ПМК с 0% 1 кл. до 8% 9 кл.
-ИТК с 0% 1 кл. до 13% 9 кл.
-Хронический гастродуоденит с 0% 1 кл. до 8% 9 кл.
Причинами ухудшения здоровья учащихся на наш взгляд явились не только социально-экономические условия семей (28% семей малообеспеченные, на грани бедности; 33% семей неблагополучные, низкий уровень образованности; лишь 32% родителей имеют высшее и средне-специальное образование, следствием чего является низкая ответственность родителей за здоровье своих детей), но и отсутствие системы оздоровительной работы в школе. Поэтому основной целью ОПП стало создание эффективной системы оздоровительной работы, направленной на сохранение и укрепление физического, психологического, духовно-нравственного здоровья учащихся.
Анализ наличного уровня развития учащихся на основе ориентировочной диагностики познавательных процессов (внимания, памяти), общих и специальных способностей (интеллектуальных, логическое мышление, способность к анализу) также говорил о необходимости пересмотра организации ОП в целях устранения перегрузки учащихся, так как выводы свидетельствовали о том, что процесс развития обучающихся не управляется педагогическими методами и приемами, а ставится в зависимость от природных способностей ребенка, его возможностей и потенциала.
Таким образом, была выстроена программа ОПП, определившая ее направления и этапы работы.
I.Направления:
•Организация оптимального режима пребывания учащихся в школе.
•Организация социально-медико-психологической службы.
•Формирование основ здорового образа жизни и ее безопасности.
•Оздоровительное лечебно-профиллактическое сопровождение.
II.Этапы:
Организационно-подготовительная работа.
Цель: создать условия для организации центра содействия сохранению и укреплению здоровья обучаемых.
Содержание деятельности:
1)Подготовка кадров к реализации идей оптимизации образовательного процесса по критерию сохранения здоровья учащихся (через ШМО, педсоветы, методсоветы, курсы).
2)Изучение материалов по ЗСТ и адаптации к условиям школы:
- подбор методической литературы
- библиографическая работа
- создание информационного банка данных
- разработка плана внедрения проекта «Здоровье»
3)Мониторинг состояния здоровья учащихся:
- подбор диагностик
- проведение нулевой диагностики среди учащихся
- анализ результатов диагностики и отслеживание динамик развития
4)Приобретение медицинского оборудования (спирометр, динамометр и т. д.)
Предполагаемый результат I этапа:
a. Готовность педагогических кадров к реализации проекта
b.Создание информационного банка данных
c. Набор диагностик

Практический этап
Цель: оптимизация образовательного процесса с позиций здоровье сбережения.
Содержание деятельности:
1)Оптимизация:
- дифференциации содержания образования в зависимости от состояния здоровья детей.
- физкультурно-оздоровительной деятельности.
- режима работы учащихся.
- системы внеклассной работы.
- среды общения.
2)Проведение промежуточной диагностики уровня здоровья учащихся.
3)Отслеживание результатов деятельности оздоровительной системы образовательного процесса.
Предполагаемый результат II этапа:
a.Формирование базы данных о состоянии здоровья учащихся (воспитанников).
b.Реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления обучающихся.
c.Разработка рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.

Аналитико-обобщающий этап.
Цель: Проанализировать и обобщить результаты деятельности ОПП.
Содержание деятельности:
- Проведение итогового диагностического уровня здоровья.
- Анализ динамики изменения уровня здоровья детей за 2 года.
- Анализ отношения участников ОПП к нововведениям.
- Обобщение опыта работы педагогов по использованию индивидуальных и коллективных программ.
- Экспертная оценка разработанного проекта.
Предполагаемый результат III этапа:
a. Сохранение здоровья учащихся.
b. Сформированность потребности к здоровому образу жизни.

В рамках работы ОПП мы пришли к выводу, что здоровье сберегательная педагогика не может выражаться какой-то одной конкретной технологией. Понятие «здоровье сберегательная технология» объединяет в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Поэтому приоритетными мы выбрали для себя:
- оптимизацию режима работы школы;
- формирование здоровой среды общения;
- создание системы физкультурно-оздоровительной деятельности.
А начали мы с изучения специальных знаний и умений – валеологических (знания и умения формирования, укрепления и сохранения здоровья). Для учителей это один из показателей профессиональной компетентности, предполагающей:
- знание валеологических основ построения урока;
- владение принципами и методами здоровье сберегающих технологий;
- знание психолого-педагогических подходов к построению урока;
- знание гигиенических критериев рациональной организации урока.
Соответственно для учащихся в понятии ОУНов мы выделяем учебно-валеологические умения:
- умение организовать режим дня;
- умение развивать свои физические возможности;
- соблюдать гигиенические требования;
- иметь представление об основных пищевых продуктах и их значении для здоровья;
- уметь выбирать медицинские услуги;
- уметь вести себя на улице, дороге;
- иметь устойчивую мотивацию против вредных привычек;
- владеть приемами саморегуляции, рефлексии, снятия утомляемости.
Оптимизация режима работы школы направлена прежде всего на правильную организацию учебной деятельности, так как только в этом случае возможно решение одной из задач здоровьесбережения – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления. Мы постарались учесть при составлении школьного расписания сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий, используя шкалу трудности предметов Сивкова, а также гигиенические рациональные характеристики школьного расписания В. Р. Кучмы:
- лучшее время начала занятий – 8-30 с организацией в первую смену;
- продолжительность урока 40 минут;
- длительность малых перемен – 10 минут, больших – 2 по 20 минут с расположением их после 2 и 3 уроков;
- недельная учебная нагрузка соответствует нормам во всех классах;
- организация прогулок и подвижных игр;
- распределение по урокам и дням недели учебных предметов в зависимости от их трудности;
- исключение сдвоенных уроков по изучению одного предмета;
- рациональная расстановка уроков физкультуры и физического труда (3-4 урок) как уроков, снимающих умственное утомление и поддерживающих работоспособность на стабильном уровне;
- предусмотрение в расписании облегченного дня для поддержания недельной динамики работоспособности;
- использование «ступенчатого» режима обучения первоклассников для облегчения их адаптации (1 неделя – 3 урока по 30 минут, 1 четверть – 3 урока по 40 минут, со II четверти – 4 урока по 40 минут);
- проведение пятиминутной организованной зарядки перед началом учебного дня, что ведет к более активному включению учащихся в познавательную деятельность;
- организация структуры учебного года, где продолжительность каникул рационально распределена, а для 1 класса предоставлены дополнительные каникулы в феврале месяце;
- проведение (ежемесячно) дней здоровья;
- организация рационального питания (97,5% охвачено питанием: 80% завтраком, 57% получают двухразовое питание, 59% учащихся получают бесплатное питание).
Формирование здоровой среды общения
Цель создания здоровой среды общения – научить учащихся учиться с минимальными затратами здоровья. В своей работе мы опираемся на ведущие принципы здоровье сберегающей среды: прежде всего это личностный смысл обучения, мотивация. Учеба против воли ребенка никогда не будет улучшать его здоровье. И ученик, и учитель должны ощущать психоэмоциональную комфортность. Данные диагностики мотивации учащихся к учению говорят о ее положительной направленности у преобладающего количества уч-ся.
Второй принцип – индивидуализация учебного процесса. Наши учителя стремятся сделать урок комфортным для каждого ребенка, знают индивидуальные особенности детей, учитывают их в процессе своей деятельности. Ничего страшного, если вдруг ребенок встанет и постоит, он устал сидеть.
Дифференцированное домашние задание стало уже нормой.
И третье, что немаловажно для создания здоровой среды – принципы педагогического воздействия:
- педагогический оптимизм,
- уважение к воспитаннику,
- понимание душевного состояния ученика,
- заинтересованность в судьбе ребенка,
- раскрытие мотивов и внешних обстоятельств, поступков, совершаемых ребенком.
И, наконец, неотъемлемой и значимой частью являются используемые технологии обучения. Нами изучены несколько технологий, и мы пришли к выводу, что любая из них может быть здоровье сберегающей, если будет отвечать следующим требованиям:
- учет индивидуальных особенностей и интеллектуальных возможностей каждого ученика,
- недопустимость чрезмерной перегрузки и утомляемости,
- обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической раскрепощенности в классном коллективе,
- развитие эмоционально – интеллектуальных возможностей ученика,
- формирование ЗОЖ, саморегуляции, неприятия вредных привычек,
- воспитание ответственности за результаты своего учебного труда,
- соблюдение валеологического компонента.
На наш взгляд, технологии, наиболее отвечающие этим требованиям, это:
- технология уровневой дифференциации,
- игровые технологии,
- коллективный способ обучения,
- обучение в сотрудничестве,
- метод проектов.
которые и используются в педагогическом процессе нашими учителями. Данные технологии объединяет применение программ обучения, индивидуализированных по содержанию, темпам учебно – познавательной деятельности уч-ся, методам работы с разными детьми.
И как результат, нами систематизированы рекомендации по организации образовательного процесса с точки зрения здоровьесбережения.
Рекомендации
I.Валеологическая структура урока
1.1 Валеологическое пространство:
1.1.1.cанитарное состояние кабинета: освещенность, температура воздуха, чистота пола, мебели;
1.1.2.состояние мебели: правильная расстановка, функциональность, соответствие мебели росту учеников;
1.1.3.предметно-пространственная среда:
- оформление кабинета, стендов (наглядно-иллюстративные материалы, их качество);
- озеленение кабинета.
1.2 Валеологический «портрет» учителя:
- внешний вид учителя;
- психологический настрой учителя на урок;
- правильное и профессиональное отношение и построение речи, отсутствие сарказма, насмешек, упреков, интонация;
- тактичность, доброжелательность;
- начало урока с психологического настроя (привлечение внимания и обеспечение необходимой мотивацией);
- аккуратные и разборчивые записи на доске, рациональность использования классной доски.
1.3 Валеологический «портрет» ученика:
- внешний вид ученика (опрятный вид одежды и обуви, стрижка, чистота рук);
- соблюдение правила ношения второй обуви;
- активность ученика на уроке.
1.4 Контроль и коррекция деятельности учеников:
- наблюдение учителя за самочувствием учеников;
- оценка действий ученика отделяется от личного отношения к нему педагога.
1.5 Создание продуктивной атмосферы на уроке:
- преобладание положительных эмоций – психологический климат;
- проблемные и творческие задания на уроке;
- использование на уроке жизненного опыта учеников;
- поощрение конкретных учащихся за конкретную работу;
- применение активных методов обучения (дискуссии, ролевые игры, диалог);
- использование специальных способов организации работы активных (пассивных) учеников;
- своевременная, адекватная и взвешенная реакция на нарушение дисциплины на уроке;
- соответствие применяемых методических приемов и валеологических технологий индивидуальным возрастным психофизиологическим особенностям ученика.
1.6 Способы предупреждения утомляемости на уроке:
- постановка урока в расписании с учетом валеологических требований;
- оптимальная продолжительность урока;
- физкультминутки, валеологические разминки на уроке;
- учет санитарно-гигиенических требований к использованию ТСО и вычислительной техники;
- оптимальное соответствие объема учебного материала познавательным возможностям учащихся.

II. Гигиенические критерии рациональной организации урока
2.1 Плотность урока: не менее 60% и не более 75 – 80%.
2.2 Количество видов учебной деятельности: 4 – 7.
2.3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
2.4 Частота преподавания различных видов учебной деятельности: смена не позже чем через 7 – 10 минут.
2.5 Количество видов преподавания: не менее 3-х.
2.6 Чередование видов преподавания: не позже чем через 10 – 15 минут.
2.7 Чередование позы: поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.
2.8 Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток: на 20 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
2.9 Психологический климат: преобладают положительные эмоции.
2.10 Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности: не ранее 40 минут.

III. Психолого-педагогические подходы к построению урока.
3.1 Мобилизация учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке.
3.2 Организационная четкость каждого урока.
3.3 Повышение познавательной самостоятельности учащихся на уроке.
3.4 Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, способностей и потребностей.
3.5 Планирование развития личностных качеств учащихся.
3.6 Вовлечение по возможности большего числа анализаторов в процессе усвоения, запоминания учебного материала.
3.7 Использование методик группового обучения, игрового обучения, коллективного способа обучения, способствующих активизации инициативы и творчества.
3.8 Демократичный стиль педагогического общения, недопущение речевой агрессии, запугивающего поведения, позы, жестов учителя.
3.9 Эмоциональность, увлеченность учителя своим предметом, высокая степень подготовленности учителя к уроку.
3.10 Использование воспитательного потенциала урока для формирования отношения к своему здоровью как к реальной жизненной ценности.
3.11 Использование нестандартных форм уроков.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Процесс обучения в школе ни в коем случае не может строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на его сохранение и укрепление.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 18
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.07 13:52. Заголовок: Проблемы и тенденции сохранения и укрепления здоровья слабовидящих учащихся в начальных классах 4в.


Н. А. Килина, учитель начальных классов МОУ начальной общеобразовательной школы№18, Пермский край, г.Березники, лауреат федерального конкурса среди учителей-новаторов в рамках национального проекта «Образование»
Раздел «Школа, содействующая укреплению здоровья: новые мысли и ценности»
Проблемы и тенденции сохранения и укрепления здоровья слабовидящих учащихся в начальных классах 4 вида.

Проблемы и тенденции сохранения и укрепления здоровья младших школьников. Здоровьесберегающая деятельность учителя в начальных классах 4 вида. Общество нуждается в школе, которая бы содействовала сохранению здоровья нации – школе здоровья. Целью такой школы является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса. Обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса является одной из главных характеристик качества образования в школе.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях наряду с другими мероприятиями предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузок учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Тем самым сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования.
Считаю, что на сегодняшний день более перспективной формой оказания специальной поддержки детям с нарушением зрения является создание специальных классов при общеобразовательных учреждениях.
Такова школа, в которой я работаю шестой год учителем начальных классов в классе 4 вида для слабовидящих детей.. Сегодня это единственное образовательное учреждение комбинированного типа на территории Верхнекамья, созданное по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью, обеспечения семейного воспитания, внешкольного интеграционного процесса. В нашей школе обучаются нормально слышащие и дети с нарушением слуха, дети с сохранным и нарушенным зрением, нормально развивающиеся и дети с задержкой психического развития, физически здоровые и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, что создает широкие возможности для интегрированного обучения, способствующего укреплению нравственного здоровья учащихся.
Исходя из анализа состояния физического здоровья младших школьников и специфики контингента учащихся школы, здоровьесбережение становится важной качественной характеристикой образовательного процесса, являющимся высшим, системообразующим компонентом жизнедеятельности школы. Это значит, что проблемы здоровьесбережения кроются в образовательном процессе.
Проблема сохранения здоровья детей в образовательном процессе и формирование здорового образа жизни, ценностного отношения ребенка к своему здоровью – проблема педагогическая, которая решается в школе, содействующей здоровью участников образовательного процесса. Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. К числу школьных факторов риска (ШФР), по мнению М.М. Безруких, относятся:
* стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);
* интенсификация учебного процесса;
* несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
* нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы);
* низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Выше сказанное актуально для здоровьесбережения слабовидящих учащихся, которое имеет свою специфику. Помимо перечисленных школьных факторов риска, на наш взгляд, в классе 4 вида к ним можно отнести и организацию образовательного процесса, отбор содержания и педагогических технологий без учёта специфики слабовидящих детей.
Полученные данные о состоянии здоровья детей говорят о необходимости проведения оздоровительной работы, внедрении здоровьесберегающих технологий и программ, создании здоровьесберегающей среды. И здесь ведущая роль должна отводиться не врачу, а именно учителю, ведь большую часть времени дети проводят в школе. Прежде всего, необходимо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций у каждого ребенка, диагноз заболевания и вытекающие гигиенические рекомендации. На каждого ученика класса составлены индивидуальные карты офтальмолого-гигиенических рекомендаций. Учитывая физические и психические особенности слабовидящих детей, отбираю содержание и технологии обучения, способствующие здоровьесбережению младших школьников.
Направленность деятельности есть совокупность всех ее целей. Цель подчиняет себе содержание образования, выбор технологии и является системообразующим компонентом здоровьесберегающей деятельности учителя.
Ожидаемый результат нашей деятельности в рамках здоровьесбережения – создание эффективной модели охраны, укрепления и формирования здоровья младших школьников класса 4 вида, формирование культуры здорового образа жизни младшего школьника через обучение здоровью и здоровьесберегающую деятельность учащихся.
Содержание образования слабовидящих школьников, представленное в учебном плане класса 4 вида, решает задачи здоровьесбережения младших школьников. Это, прежде всего, учебные предметы блока «Коррекционная подготовка»: курс «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия», корригирующий первичный дефект, а также курсы «Развитие мимики и пантомимики», «Развитие осязания и мелкой моторики», «Социально-бытовая ориентировка», «ЛФК» и «Ритмика», решающие задачи коррекции вторичных дефектов слабовидящих детей.
Важным здоровьесберегающим компонентом содержания деятельности учителя считаю внедрение таких образовательных программ, как «Разговор о правильном питании» (авторы М.М. Безруких, Т.А. Филиппова) и «Все цвета, кроме чёрного» (автор М.М. Безруких).
Интеграции как возможному варианту преподавания в начальной школе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» посвящено дидактическое пособие, занявшее первое место в областном конкурсе методических и дидактических средств обучения в 2005 году. Не случайно интеграция становится ведущим дидактическим принципом и в преподавании здоровьесберегающих программ.
Важным здоровьесберегающим компонентом содержания деятельности учителя считаю внедрение таких образовательных программ, как «Разговор о правильном питании» (авторы М.М. Безруких, Т.А. Филиппова) и «Все цвета, кроме чёрного» (автор М.М. Безруких).
В специальном классе 4 вида программа «Разговор о правильном питании» перенесена в коррекционную часть учебного плана и интегрирована с коррекционным курсом «Социально-бытовая ориентировка». «Социально-бытовая ориентировка» относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушениями зрения.
Содержание курса позволяет осуществлять интеграцию с другими предметами, изучаемыми в начальной школе: русским языком, природоведением, литературным чтением, математикой. Все это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретенные на других уроках.
Четвёртый год на основании Приказа Департамента науки и образования Пермской области апробирую УМК «Все цвета, кроме чёрного» (автор М.М. Безруких).
Цель проекта «Все цвета, кроме черного» - формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Таким образом, профилактическая работа по данному проекту направлена на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации. Одна из важных проблем ранней профилактики – воспитать у ребенка ценностное отношение к здоровью.
Здоровьесбережение – качественная характеристика современных образовательных технологий: личностно-ориентированных, развивающих, природосообразных. По мнению И. Никитина, «интегрирующей характеристикой здоровьесберегающей педагогической технологии выступает обеспечение субъектности ученика в образовательном процессе».
Субъектность в образовательном процессе предполагает развитие способности к целеполаганию, проектирование учеником собственной учебной деятельности, продуктивность деятельности, построение действующей кооперации, самоконтроль, рефлексивную деятельность.
Образовательный процесс в классе 4 вида невозможен без использования технологии коррекционного обучения слабовидящих детей. Коррекционно-развивающая деятельность должна пронизывать общеобразовательный процесс, органично увязывать все составные части образования.
Полагаю, что в рамках одного учебного предмета решить проблему здоровья младших школьников невозможно. Работа по сохранению здоровья слабовидящих младших школьников возможна только при условии междисциплинарного, интегрированного подхода к решению проблемы. Включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов, то есть работу по сохранению зрения, следует рассматривать как неотъемлемую часть всего педагогического процесса, охватывающую все предметы учебного цикла. Именно на общеобразовательных уроках в ходе самостоятельного оперирования сформированными на коррекционных занятиях знаниями, умениями, способами обследованиями у учащихся происходит их закрепление.
Таким образом, реализация задач по сохранению зрения на общеобразовательных уроках позволяет обеспечивать непрерывность специальной педагогической поддержки детей с нарушениями зрения во всех звеньях общеобразовательного процесса.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 23
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 10:51. Заголовок: Вопросы


МОУ Тохтуевская СОШ Соликамского муниципального района направляет вопросы для ВИРТУАЛЬНОГО ПЕДСОВЕТА:

1. Какие и когда предвидятся повышения заработной платы.
Почему 1-й разряд педагога по ЕТС не соответствует 2300руб.
Когда будет средняя заработная плата педагога соответствовать заработной плате работника предприятия
2. Предвидится ли модернизация компьютерного оборудования и программного обеспечения в школе .
3. Какой социальный пакет имеютработники образовательных учреждений нашего края (удешевление питания, проезд, лечение, ссуды на приобретение товаров и жилья).
4. Будут ли выделяться средства на улучшение условий труда и охраны труда (дополнительно к подушевому финансированию).
5. Как выжить сельской школе в условиях подушевого финансирования и финансовой самостоятельности.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 27
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 10:59. Заголовок: МОУ "Воскресенская СОШ"


Приоритетным направлением в последнее время стало качество образования, но в реальной жизни оказалось, что (троечники)- самые здоровые дети, тогда наши школы, содействующие укреплению здоровья- парадокс?
МОУ "Воскресенская СОШ"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 66
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.07 15:33. Заголовок: Ответ


Administrator пишет:

 цитата:
Приоритетным направлением в последнее время стало качество образования, но в реальной жизни оказалось, что (троечники)- самые здоровые дети, тогда наши школы, содействующие укреплению здоровья- парадокс?
МОУ "Воскресенская СОШ"


Школы, содействующие здоровью, помогают и отличникам сохранить здоровье и повысить успеваемость троечников. Никакого парадокса нет.
Лядова Н.В., зав. каф. ОЗДиП

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 35
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.07 13:31. Заголовок: Re:


Управление образования администрации Верещагинского муниципального района Пермского края
МОУ ДПО РМК

В региональном проекте «Ранняя профилактика социально опасных положений и социального сиротства» одной из задач обозначено внедрение в ОУ профилактических программ, например «Формирование ЗОЖ и профилактика СЗЗ». В каких территориях (в каких ОУ) эта задача реализуется наиболее эффективно? Где можно познакомиться с этим опытом?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 67
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.07 15:35. Заголовок: Ответы


Administrator пишет:

 цитата:
Управление образования администрации Верещагинского муниципального района Пермского края
МОУ ДПО РМК
В региональном проекте «Ранняя профилактика социально опасных положений и социального сиротства» одной из задач обозначено внедрение в ОУ профилактических программ, например «Формирование ЗОЖ и профилактика СЗЗ». В каких территориях (в каких ОУ) эта задача реализуется наиболее эффективно? Где можно познакомиться с этим опытом?


На повестке дня стоит выполнение приказа департамента образования Пермской области № 85 от 19.06.2006 «О введении регионального компонента в учебные планы и образовательные программы». В нем речь идет об обязательном введении 3-го часа ФК и 1-го часа в неделю гражданского образования с 1-го по 11-й классы. Эти уроки следует использовать для интеграции вопросов здоровья в их содержание. В приказе также говорится о введении курса «Формирование ЗОЖ», разработанного специалистами ПОИПКРО в образовательные программы всех общеобразовательных учреждений, используя для этого факультативные занятия, формы дополнительного образования, классные часы и воспитательные мероприятия. И еще - обратить внимание на соблюдение СанПиНов и мер по объему учебной нагрузки в неделю для каждого класса.
На контроле руководителей образовательных учреждений также стоит выполнение краевого проекта «Ранняя профилактика социально опасного положения и социального сиротства», в рамках которого должны осуществляться раннее выявление детей и подростков, склонных к употреблению и уже употребляющих ПАВ, и, прежде всего, токсические и наркотические средства, а также специальная профилактическая работа с группами риска.
Учебно-методическое пособие для учителей «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний» еще в 2002 году по разнарядке департамента образования Пермской области поступило в каждую общеобразовательную школу городов и районов Пермской области. Наиболее активно его используют школы, участники конкурсов «Школа – территория здоровья» а также другие образовательные учреждения.
Лядова Н.В., зав. каф. ОЗДиП

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 44
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.07 15:53. Заголовок: Об организации психотерапевтической помощи педагогом-психологом детям и подросткам


Об организации психотерапевтической помощи педагогом-психологом детям и подросткам.

Графская Т.А. ПКИПКРО

В настоящее время достаточно много и широко освещается проблемы психического и физического здоровья детей. Увеличивается количество нервно-психических заболеваний, тревожности, жестокости, агрессивности, депрессивных состояний детей. Следовательно, не исполняется одно из предназначений современного образования – содействие сохранению здоровья школьников, обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», положении «О службе практической психологии в системе образования Российской Федерации» (проект), и приоритетами региональной образовательной политики в части обновления содержания образования, модернизации управления системой образования, организации образовательного процесса определены основные цели и задачи образования Пермского края на современном этапе.
Психологической службе образования определена цель: обеспечить социально–психологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей, охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участниками образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.
В реализации поставленных целей система образования нуждается в развитии, повышении качества психологического сопровождения образовательной деятельности педагогов-психологов. При больших затратах сил, времени и других ресурсов результаты образования, в частности состояние психического здоровья, не удовлетворяют ни субъектов образования, ни общество. Значимость и необходимость повышения качества образования требует от психологической службы образования и педагога-психолога в частности профессионализма, повышения профессиональной компетентности.
Деятельность педагога-психолога, осуществляемая на прежнем практическом опыте, оказывается неэффективной, т.к. ее содержание не соответствует изменившимся современным условиям жизни, образования. Существует объективная необходимость использования научных знаний при психологическом сопровождении образовательной деятельности.
Исследования А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.В.Самоукиной в области педагогической психологии показывают, что педагоги-психологи проявляют недостаточный уровень компетентности в понимании факторов и закономерностей развития детей, принципов коррекции, терапии, Испытывают трудности использования эффективных и конструктивных методов оказания психологической поддержки субъектам образования.
Терапевтическое воздействие психолога в работе с детьми и подростками решает специфические задачи: уменьшение выраженности психологических проблем детей, обеспечение нормального возрастного развития ребенка, самостоятельности и уверенности в своих силах, удовлетворение потребностей и реализация внутреннего потенциала, эадатков и других сторон личности.
Проведенное нами социально-психологическое исследование ожиданий педагога-психолога обозначило трудности в их деятельности:
- психологический феномен школьной неуспешности и ее психолого-педагогическая коррекция;
- профилактика и коррекция агрессивных, аутоагрессивных склонностей подростков;
-психологическая помощь детям, пережившим трудные и экстремальные ситуации;
- психотерапевтическое взаимодействие с детьми, имеющих психические, эмоциональные расстройства;
- трудности использования эффективных методов сохранения психического здоровья, оказания психологической поддержки субъектам образования.
Исходя из описанных выше проблем, основными образовательными целями деятельности педагога-психолога определено овладение следующими психологическими компетентностями.
1.сущность и функции педагога-психолога в реализации психотерапевтической помощи детям;
2.характеристика и причины психологических проблем ребенка на психическом, личностном и поведенческом уровне;
3.основные факторы и закономерности психокоррекционной и психотерапевтической помощи детям и подросткам;
4.подходы и методы психотерапии при решении психологических, личностных и поведенческих проблем детей и подростков с целью оптимизации психического здоровья;
5.эффективность различных психотерапевтических методов воздействия на детей, находящихся в различных критических ситуациях (фрустрация, стресс, конфликт, кризис);
6.алгоритмы психологического сопровождения детей в трудных жизненных ситуациях;
7.рациональный выбор методов и психотехник конструктивного общения в зависимости от причин аномалий и на разных этапах оказания психотерапевтической помощи детям;
8.потенциал сотрудничества с родителями в решении задач психотерапии детей и подростков.
Развивать способности педагогов-психологов:
•проектировочно-гностические в умении представить конечный результат психотерапии в решении психологических проблем детей и подростков, определяющий перспективу их развития.
•рефлексивно-перцептивные как способность к идентификации, чувствительность к индивидуальным особенностям детей при оказании психотерапевтической помощи, восприятии позиции ребенка и с его точки зрения понимания и оценки себя как профессионала.
•потребностно-мотивационные побуждений к профессиональному и личностному развитию, формирование способности к самопознанию, пересмотру приоритетной системы ценностей в профессиональной деятельности.
Реализация поставленных целей и задач в организации психотерапевтической деятельности педагогом-психологом способствует становлению его профессионализма в содействии укрепления физического и психического здоровья детей.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.07 11:44. Заголовок: Re:


Добрый день. Будет ли проводиться в этом учебном году конкурс "Школа - территория здоровья"? Каким образом распространяется опыт школ, выигравших в этом конкурсе, на региональном уровне? Спасибо.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 64
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.07 15:30. Заголовок: Ответ


инп пишет:

 цитата:
Добрый день. Будет ли проводиться в этом учебном году конкурс "Школа - территория здоровья"? Каким образом распространяется опыт школ, выигравших в этом конкурсе, на региональном уровне? Спасибо.


Да, конкурс будет проводиться как всегда в октябре-ноябре. В скором времени будет опубликовано Положение о конкурсе. Результаты прошлого конкурса были выставлены на сайте edu.perm.ru. Опыт школ, выигрышных в этом конкурсе, распространяется на курсах повышения квалификации, проводимых сотрудниками кафедры охраны здоровья детей и подростков в ПКИПКРО, а так же на региональных научно-практических конференциях «Здоровье и образование», проводимых кафедрой совместно с Министерством образования Пермского края и содержатся в банке педагогической информации ПКИПКРО.
Лядова Н.В., зав. кафедрой ОЗДИП

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.07 12:16. Заголовок: Re:


Как избежать перегрузок на организм ребенка и педагога, учитывая, что они много времени проводят с компьютером дома, и придя в школу, также интенсивно занимаются у компьютера?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 65
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.07 15:32. Заголовок: Ответ


Бурилло пишет:

 цитата:
Как избежать перегрузок на организм ребенка и педагога, учитывая, что они много времени проводят с компьютером дома, и придя в школу, также интенсивно занимаются у компьютера?


Необходимо правильно организовать рабочее место, соблюдать рекомендуемую для разных возрастов продолжительность работы с видеомонитором, через 15-20-30 минут делать физические упражнения и упражнения для глаз (см. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.2.2\2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).
Лядова Н.В., зав. каф. ОЗДИП

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.07 13:52. Заголовок: Re:


один педагог нашей школы ежедневно взвешивает портфель своего сына-семиклассника. ежедневно он весит около 6 кг, что превышает допустимые нормы. о каком здоровьесбережении мы говорим?

Изучая зарубежный опыт наших коллег. я прихожу к тому мнению, что "Здоровье - это образ жизни" людей тех нации (например, норвежцев), а у нас - какие-то искусственно создаваемые программы. ну и зачем? Если ребенку дома нечего есть, ему все равно, что будут говорить о правильном питании и т.п.

Изучая предмет "Физкультура", стараюсь познакомить детей со многими видами спорта, которыми некоторые из них занимаются: карате, борьба, футбол и т.д. детям очень нравится и быть в роли учеников, и в роли учителя. Но коллеги не понимают: как можно ставыить оценки без строгорегламентированных зачетов. а если ребенок узнал и запомнил названия элементов, правил новых видов спорта, если он научился выполнять азы ,если он старался и трудился до седьмого пота. разве я не могу ставить за это оценки? вообще-то, у нас "физкультура", а не программа специализированных спортивных школ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 68
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.07 15:39. Заголовок: Re:


Талайко пишет:

 цитата:
один педагог нашей школы ежедневно взвешивает портфель своего сына-семиклассника. ежедневно он весит около 6 кг, что превышает допустимые нормы. о каком здоровьесбережении мы говорим?


Вес школьного ранца вместе с его содержимым не должен превышать 10% веса тела ребенка. Чтобы облегчить ранец можно иметь в школе второй комплект учебников.
Лядова Н.В., зав. каф. ОЗДиП

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.07 00:08. Заголовок: Re:


Administrator

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.12.07 00:47. Заголовок: применение здоровье ..


применение здоровье сберегающих технологий физического воспитания в профессиональных училищах начального профессионвльного образования

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.08 20:53. Заголовок: ­Приоритетный региона..


*PRIVAT*

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 23 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  5 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет