Вараксин Г.С., старший научный сотрудник ЦОТТ ПКИПКРО
Сетевые системы совместной подготовки педагогов к урокам Информационные, дидактические, методические материалы, поддерживающие формум, можно скачать после регистрации на семинар в Едином банке обучающих программ - www.edubank.perm.ru .
On-line составляющая семинара состоится 29.11.2010, с 13.00 Интернет предоставляет очень много возможностей для дистанционного взаимо-действия работников образования в процессе совместной подготовки к урокам и в цикле проектирования электронных учебных материалов.
Существует большое количество социальных сервисов, общедоступных сайтов и образовательных Интернет-сообществ, предоставляющих эти услуги. Кроме того, разработаны программные средства, обеспечивающие общение между абонентами в режиме on-line по различным информационным каналам: обмен мгновенными сообщениями через клавиатуру, голосовая связь, видеосвязь с помощью web-камеры, конференции, обмен файлами и пр.
Примеры подобных программ: Skype для Windows, Mail.ru@Агент. Дополнительно в Интернете представлено много сервисов, обеспечивающих возможность взаимодействия абонентов на основе использования концепции Wiki.
Концепция Вики Вики — гипертекстовая среда (обычно веб-сайт) для сбора и структурирования письменных сведений. Характеризуется такими признаками:
• Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта) без применения особых приспособлений на стороне редактора.
• Особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки, форматировать и оформлять отдельные элементы.
• Проявление изменений сразу после их внесения.
• Разделение содержимого на именованные страницы.
• Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители.
• Учёт изменений (учёт версий) текста: возможность сравнения редакций и восстановления ранних.
Общение в вики-среде не ограничивается простым словесным обменом, ведь каждый участник может работать непосредственно с содержимым сайта, — с вики-документами.
Интернет-сообщества Под «Интернет-сообществом» понимается общественное объединение физических лиц, созданное посредством сервисов и инструментов Интернет – специальных программных средств, позволяющих:
- создавать персональную учетную запись в сети Интернет в рамках конкретного Интернет-сайта,
- объединять учетные записи в единый виртуальный раздел сайта (присваивать записям единый групповой атрибут),
- создавать физическим лицам, участникам сообщества, совместные программные продукты посредством редактирования и просмотра гипертекста (в том числе, медиаконтента, как то фотографии, видеоизибражения, анимации и т.п.) инструментами веб-обозревателей без использования специализированных языков программирования, находясь в режиме он-лайн.
Образовательное Интернет-сообщество – это такой тип Интернет-сообщества, которое в своих целях и своей деятельности ориентировано на содействие и поддержку развития образования (в понятии Закона РФ «Об образовании»).
Интернет-сообщество должно:
• иметь постоянный уникальный адрес в сети Интернет (URL),
• название,
• цель,
• групповые правила (например, пользовательское соглашение),
• модератора/ов (или ведущего, организатора, лидера)
• проводить совместные мероприятия, акции, проекты и проч.; создавать совместные продукты.
• быть открытым для просмотра без регистрации в нем.
Мой Мир В сервисе МОЙ МИР предусмотрена возможность создания сообществ пользователей сети по интересам. Если сообщество объединяет работников образования, его можно назвать виртуальным методическим объединением (образовательным Интернет-сообществом).
В рамках сообщества можно организовывать обсуждение, обмен опытом, дистанционное обучение, методические консультации и пр.
Каждый участник сервиса имеет возможность сделать на страницах сообщества свою запись или оставить комментарий. В сообщения и записи могут быть вставлены различные виды информации: текст, графическая информация, анимация, звук, видео.
В редакторе сообщений даже предусмотрена функция отражения своих эмоций по отношению к теме записи.
Кроме этого создатель (инициатор) методического объединения (сообщества) может организовывать анкетирование участников сервиса по каким-либо темам, для чего предусмотрена функция «опрос».
В качестве примера предлагается сообщество «Системный подход к организации учебного процесса в школе» (автор Вараксин Г. С.), организованное в сервисе МОЙ МИР. Ссылка на сообщество:
http://my.mail.ru/community/system_process<\/u><\/a>
Система совместной подготовки к урокам
Система совместной подготовки к урокам создана министерством образования Пермского края в помощь педагогам по инициативе губернатора Олега Чиркунова.
Она запущена в декабре прошлого года в рамках проекта «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология web 2.0)» в дополнение к существующей краевой системе электронных школьных дневников и журналов.
Система позволяет преподавателям сделать доступным свой опыт создания успешных уроков, получить оценки и отзывы коллег.
Систему отличает возможность объединить вместе для одновременной работы над материалом любого урока большое количество людей с помощью wiki-технологии.
В апробации системы участвовало более 500 педагогов, которые совместно разработали более 180 уроков по разным предметам. Как отмечают участники апробации, новая система очень интересна, помогает взглянуть на свой урок с другой точки зрения, подталкивает к творчеству, самообразованию, облегчает подготовку за счет идей со стороны других учителей, ведь у каждого учителя есть свои «изюминки».
Система совместной подготовки к урокам доступна на портале «Образование 2.0» www.web2edu.ru
Уважаемые коллеги! Считаете ли вы, что за подобными системами - будующее образования?
Наколько удачной вы считаете Систему совместной подготовки педагогов к уроку, предложенную на портале Образование Web 2.0?